В завершении своих размышлений автор делает вывод: "Но именно свобода самовыражения выполняет здесь и сейчас свою очистительную миссию, наглядно демонстрируя, что блог – всего лишь инструмент, а блогер – не профессия, не социальная функция, не талант и не заслуга. И если Навального читают миллионы людей, то не потому, что он блогер, а потому что он – высококвалифицированный юрист, который умеет и рискует делать серьезную работу, которую потом презентует в блоге. Сначала человек – потом инструмент в его руке. Никак не иначе".
Вчера подумалось, что тереотизирование относительно блогосферы идёт рука об руку с попытками самоидентификации блогеров. Т.е., что для меня более важно, пытаясь размышлять о блогосфере даже с позиций критики, я играю на руку тем, кто пытается блогерам придать статус реальной общности.
Но потом всё оказывается ещё проще: процент рефлексирующих блогеров ничтожно мал и совпадает по составу с теми, кто уже состоялись в офф-лайновой жизни, но испытывает дефицит, прежде всего, в публичном позиционировании и доступе к телу власти. Раздувание щёк, которое происходит каждый раз после встречи небольшой, ничтожно малой группы блогеров, позиционирующих себя на этих встречах именно как блогеров (хотя, очевидно же, что за этим стоят более значимые социальные статусы и неформальные практики), - это месседж конкретным структурам: "Мы есть, нас много, мы активны!". Интересно, что конкретные структуры этот месседж считывают и демонстрируют (точнее симулируют) повышенный интерес к этой группе. Она оказывается удобна во всех смыслах, она функционирует под конкретный властный заказ!
Судите сами: что мешало Мишарину встретиться с Колядой или Ройзманом, но с учётом их реального внеблогового статуса? Да многое мешало, а вот формула "встреча с активными/ известными блогерами" эту проблему сняла. Одновременно команда Мишарина отдавала себе отчёт о качестве сообщений в блогосфере (она ведь воспринимается как зона свободы выражения, а значит критический градус здесь завышен и мыслить позитивно - это моветон), соответствнно, власть определила себе блогеров, которые критикой этой самой власти позволяют последней говорить о наличии оппозиции, о свободе слова, о трудностях общения и пр.
Так вот и живут: одни раздувают щёки, а другие благосклонно позволяют это делать. Показательно, что институционализация (что политическая, что социальная) не происходит. Есть пока что разовые практики взаимодействия "блогер - власть". Любая их абсолютизация не более чем политическая демагогия.